Забытые бренды мотоциклов. Laurin & Klement

Автор статьи: Moto Moto

Вацлав Клемент по профессии был продавцом книг, но его страстным увлечением долгое время оставались велосипеды. Эти две страсти были тесно переплетены в его жизни, и когда он стал владельцем книжного магазина в Млада-Болеславе, он расширил ассортимент велосипедами и запчастями к ним. Два колеса с двигателем появились в его жизни чуть позже, и сломанный велосипед и оскорбительное письмо оказались решающими…

В 1894 году в возрасте 26 лет молодой чех купил велосипед у немецкой компании Seidel & Naumann. Но оказалось слишком поздно, потому что велосипед был неисправен. На просьбу о замене или ремонте велосипеда, написанную на чешском языке, дрезденская компания ответила Клементу, что они не принимают письма, написанные на любых других языках, отличных от немецкого. Клемент был взрывным человеком, поэтому он впал в ярость, но он не мог ничего поделать с этой респектабельной и богатой компанией. Сегодня он, вероятно, стал бы онлайн-ненавистником и мог бы рассчитывать на эффект от раскопок или сделал бы АМА под названием «Как Зайдель и Науманн относятся к своим клиентам».

Laurin & Klement
Клемент и Лорин

Дальнейшие злоключения с неисправным велосипедом заставили Клемента искать человека, который мог бы отремонтировать устройство, что, в свою очередь, привело его к мысли открыть мастерскую по ремонту двухколесных транспортных средств. В 1895 году Клемент встретил своего однофамильца Вацлава Лорина, механика из Турнова. Господа крепко подружились и собрали мастерскую для ремонта и сборки новых велосипедов.

Различия в характерах Лаурин и Клемент сказались на разделении труда. Динамичный Klement был одарен техническим чутьем и коммерческим талантом, продвигал новые идеи на заводе и был движущей силой. Тихоня Лаурин был великим механиком-конструктором и поэтому взял на себя ответственность за решение технических задач.

Партнеры начали производство велосипедов под маркой «Slavia», хотя сами не производили детали, а только собирали двухколесные транспортные средства из готовых компонентов. И чтобы управиться с требовательным внутренним рынком, они подчеркнули, что являются чешской компанией, производящей велосипеды для чехов. Ссылка на патриотизм и национальную гордость действительно дала эффект, потому что велосипеды хорошо продавались.

Laurin & Klement
1899 Мотоцикл Laurin & Klement Republic. Фото: Alf van Beem

За это время тяжелые двигатели первых автомобилей значительно уменьшили свои размеры и могли уже уместиться в раму велосипеда. Лорин и Клемент увидели потенциал мотоциклов. Важной вехой, повлиявшей на дальнейшее развитие компании, стало путешествие Клемента в Париж. Столица Франции тогда была автомобильным Эльдорадо. Из Парижа прибывали элегантные автомобили Peugeot, Panhard и Levassor, трехколесный велосипед Dion-Bouton, а также Griffon, Peugeot, Fournier-Bouchet и другие известные мотоциклы.

Вскоре компания Perceptive Klement столкнулась с мотоциклом братьев Вернеров, которые производили легкие машины по низким ценам и отличавшиеся необычной простотой конструкции. Клемент купил копию для своего завода. Это был 1898 год, и мастерская сообщников, расположенная на окраине Млада-Болеслава, росла с головокружительной скоростью. Там же должны были стоять здания чехословацкого автомобильного завода AZNP, выпускающего легковые автомобили Skoda. Это, однако, произошло только много десятилетий спустя.

Между тем, купленный мотоцикл послужил Лорину и Клементу образцом для сборки шести машин, в которых двигатели были размещены в разных местах — для испытаний. В ходе тест-драйвов выяснилось, что хрупкая рама не очень подходит для двигателя внутреннего сгорания, поэтому вместо того, чтобы адаптировать ее к раме велосипедного типа, конструкторы построили новую раму для двигателя и его механизмов. Это был новый шаг на пути к созданию мотоциклов, и премьера машины в Праге, которая состоялась 18 ноября 1899 года, имела большой успех для Лорина и Клемента.

Laurin & Klement
1903 Laurin & Klement, мотоцикл B. Фото: AlfvanBeem

Первые годы нового века оказались периодом постоянного развития и роста продаж. Бизнес шел так хорошо, что Клемент продал книжный магазин и занимался исключительно мотоциклами. В 1905 году компания прекратила производство велосипедов, это был также лучший год компании, в котором был выпущен один из первых в мире мотоциклов с рядным четырехцилиндровым двигателем (тип CCCC) мощностью 3,7 кВт (5 лошадиных сил).

В тот же период Вацлав Вондрич выиграл CCS типа Laurin-Clement (четырехцилиндровый двигатель с мощностью 4 лошадиных силы) на Международном чемпионате мира по мотоспорту (Coupe International des Motocyclettes), который считается официальным чемпионатом мира. Мотоцикл CCS достиг невероятной по тем временам скорости 85 километров в час. Это был большой успех, после которого производство продолжало расти, достигнув в 1907 году размера 3000 экземпляров.

Стоит отметить, что незадолго до этого, в 1905 году, упомянутая компания Seidel & Naumann, которая так оскорбительно относилась к Клементу и в некотором смысле повлияла на то, что чешская промышленность занялась моторизацией, купила лицензию на свои двигатели. Контракт от Seidel & Naumann должен был быть подписан Foerster, тем же, который отклонил жалобу Клемента десять лет назад. Laurin и Klement получили большую прибыль от этого бизнеса.

Laurin & Klement
1903 Мотоцикл Laurin & Klement B2 400cc. Фото: brettibrothers.com

Несмотря на хорошие результаты продаж, интересы Лаурина и Клемента начали смещаться в сторону автомобилей, полезность которых была несравнимо выше, чем у мотоциклов. Помимо всего прочего, машину могли водить больше людей одновременно, более комфортно и не боясь, что они промокнут во время дождя. Однако нельзя было отрицать и тот факт, что мотоциклы стоят немного дешевле, чем автомобили. Первый автомобиль Laurin & Klement был создан в 1905 году, и к концу следующего года бизнесмены уже выпускали пять моделей, в том числе Voituretta для четырех человек, которая оказалась хитом продаж.

Успех автомобилей стал гвоздем в гроб для мотоциклов чешской марки. Наконец, в 1912 году Laurin и Klement решили прекратить производство мотоциклов. Однако даже в течение этого года они продали около 4 тысяч мотоциклов! Это отличный результат, учитывая, как слаб был тогда молодой мотоциклетный рынок.

Несмотря на «кончину» мотоциклов, рост компании продолжался. Лаурин и Клемент смогли выжить в трудные годы Первой мировой войны, которые они пережили в хорошем состоянии благодаря правительственным заказам на грузовики и ракеты. После окончания войны политические преобразования усилили конкуренцию, и продажи стали более трудными.

Кроме того, в 1924 году большая часть заводов была сожжена, а их восстановление была настолько дорого, что партнерам пришлось обратиться за помощью в Skoda. Это был конец карьеры Клемента, который потерял свое влияние на деятельность компании, хотя и получал фиксированную высокую зарплату от Skoda. Он умер за год до начала Второй мировой войны. В то время Лорин был мертв уже в течение восьми лет. Он скончался в конце 1930 года.

Логотип и бренд Laurin и Klement были поглощены Skoda. История дочернего бренда, однако, оказалась иронической, потому что сегодня сама Skoda принадлежит немецкой группе Volkswagen, а марка Laurin & Klement представлена ​​в самых дорогих вариантах автомобилей чешского производителя, например, в самых дорогих и оснащенных моделях Skoda Octavia, Superb и Yeti.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector