Краткая история четырёхрядного мотоцикла
Автор статьи: Moto Moto
Сегодня одно из самых популярных конструктивных решений в мотоциклах – рядный четырехцилиндровый двигатель – намного старше, чем это может показаться многим любителям двухколесных транспортных средств. История этих двигателей восходит к началу двадцатого века, и самый старый известный мотоцикл с агрегатом R4 был создан более 110 лет назад.
Пионерские времена
Конечно, история мотоциклетных двигателей началась с простых одноцилиндровых конструкций. Поиски новых решений продолжались. Вскоре появились двухцилиндровые «двойники», а в 1905 году первый четырехцилиндровый двигатель смонтировали продольно. Модель FN Four с объемом от 350 см3 до 750 см3 была создана бельгийским производителем оружия Fabrique Nationale.
Первые модели были оснащены одной передачей, приводом вала и декомпрессором для облегчения запуска двигателя. В 1908 году FN получил двухскоростную коробку передач, а вскоре и три передачи. В свое время это был самый технически совершенный мотоцикл , а к 1911 году также самый быстрый.
На другой стороне Атлантики примерно в то же время, в 1909 году в США, некий Уильям Хендерсон создал проект мотоцикла с четырьмя цилиндрами, а два года спустя он и его брат построили первый рабочий прототип. Строительство было принято с таким энтузиазмом, что через год была создана компания Henderson Motorcycle Company благодаря увеличенному акционерному капиталу в 175 000 человек.
Именно тогда – в 1912 году – бельгийский FN перестал быть самым быстрым серийным мотоциклом. Он был свергнут с трона мотом Henderson Four, с объемом двигателя 934 см³ . Новый рекордсмен был оснащен одной передачей и сцеплением. Благодаря длинной колесной базе он может легко вместить пассажира, но что интересно – не за водителем, а перед ним!
Взлеты и падения
Компания Хендерсона процветала в первые годы работы, но у нее возникли проблемы после начала Первой мировой войны, а в 1917 году она была продана другой мотоциклетной компании Excelsior Motorcycles, принадлежащей Игнасу Швинну.
Однако равнодушный Уильям Хендерсон не мог долго работать над чужим проектом, поэтому в 1919 году он вновь открыл собственный бизнес. Компания получила название Ace Motorcycles и в 1920 году выпустила топовую модель объемом 1220 см³: Ace Four.
Ace Four – 165 кг от общей массы мотоцикла – поразительное достижение для своего времени
В 1923 году специально подготовленная модель Ace XP-4 установила новый рекорд скорости, достигнув головокружительного результати в 208 км / ч . К сожалению, сам Уильям Хендерсон не дожил до этог события, потому что он погиб в аварии на мотоцикле в возрасте 39 лет, за год до этого.
Последний из могикан
Завод Хендерсона был передан его партнеру Артуру О. Лемону , который, однако, не смог продолжить дело основателя и продал все акции индийской компании. Сразу после приобретения мотоцикл Henderson Ace Four был переименован в Indian Four, а в 1928 году он стал базой для Indiana Four Model 401 . Компания постоянно модернизировала и развивала свой топовый байк, изменяя раму, подвеску и сам двигатель, однако основные предложения и количество цилиндров оставались неизменными.
Индийская “четверка” выпускалась до 1941 года, когда суматоха войны, увы, помешала дальнейшей карьере этой модели.
После окончания Второй мировой войны производство не было возобновлено. Идея четырехцилиндрового рядного двигателя в мотоциклах была предана забвению на более двух десятилетий…
Попытки возродить Idea R4 на мотоцикле вернулись в 60-х годах благодаря итальянским Gilera и MV Agusta, которые успешно использовали это решение в гонках. В 1966 году на рынке также появилась серийная версия MV Agusta 600GT с четырехцилиндровым двигателем DOHC объемом пятьдесят пять, установленным поперечно, как теперь мы знаем это по современным моделям.
Однако в то время мир не был готов к такому мотоциклу (хотя на самом деле это был неудачный внешний вид мотоцикла, даже просто уродливый), в результате чего было произведено более 120 наименований.
Новая рука и японская революция
Успешное воскрешение «четверок» стало фактом вскоре после этого, но в совершенно другом уголке земного шара: в Японии. После впечатляющих успешных продаж небольших, простых и надежных мотоциклов, таких как Dream или Cub, Honda планировала выйти на более зрелые западные рынки и нуждалась в мощной машине, способной конкурировать с США и Великобританией.
Остальная часть истории хорошо известна: в 1969 году свет увидел CB750, и в один день произвел революцию на рынке мотоциклов, став моделью для подражания для других производителей. Поперечное расположение двигателя ограничивало проблему охлаждения задних цилиндров, известную из довоенного R4.
Кроме того, CB750 был оснащен передним дисковым тормозом и электростартером. Клиенты получили не только прорывные технические решения, но и, прежде всего, легендарную надежность – утечки бензина, привычные для Harley и Triumph, и незначительные поломки были неизвестны владельцам Honda.
Глобальная тенденция
Конкурентам Honda не понадобилось много времени, чтобы «вдохновиться» и запустить в производство мотоциклы, напоминающие предположения о конструкции CB750. В 1972 году дебютировал Kawasaki Z1 с мощным двигателем 900cm³.
Другие японские гиганты Suzuki и Yamaha вскоре после этого включили в свои мото четырехцилиндровые двигатели. Следующим в очереди на внедрение двигателя R4 встала Германия с BMW – компания искала агрегат, который мог бы заменить культовый двухцилиндровый боксер, используемый годами.
Однако они подошли к этому вопросу совершенно иначе, чем японцы. Естественным развитием концепции двухцилиндрового боксера мог бы стать четырехцилиндровый двигатель с системой обратного поршня, но это решение уже использовало Honda в модели GL1000.
В BMW им нужна была более оригинальная идея, и на основе небольшого двигателя R4 от Peugeot 104 был создан прототип мотоцикла с боковым двигателем и с коленчатым валом, расположенным продольно к оси мотоцикла. Таким образом, возвращение к истокам осуществилось, потому что эта схема была очень похожа на первые мотоциклы с продольно установленным рядным двигателем – бельгийский FN Four и американский Henderson. Разница в том, что инженеры BMW устанавливали двигатель «ровно» (опуская при этом центр тяжести), а не вертикально. Модель была названа K100 и запущена в производство в 1982 году , оставаясь в предложении BMW до 1992 года и давая начало новой серии K.
BMW K100: решение, которое применялось еще до Первой мировой войны, вернулось очень успешно спустя 70 лет.
Однако, несмотря на относительный успех продаж серии K, лежащие рядные три и четыре цилиндра снова исчезли с рынка.
До сегодняшнего дня BMW GS1200 оснащался двухцилиндровым боксером, а топовый S1000RR моделируется на большинстве современных спортивных мотоциклов с поперечной R4. Трудно представить современный мир двухколесных транспортных средств без «четырех» – список важных моделей с этим двигателем можно было бы пролистать на следующих страницах. Тем не менее, стоит знать, насколько бурной была его карьера, прежде чем он окончательно обосновалась в сознании мотоциклистов.