Снаружи фабрика Polaris не похожа на собор. На самом деле, этот большой белый куб скучен, как одинокий кусочек сахара на тарелке. Но то, что происходит внутри, это совсем другая история…
С того момента, как мы прошли через вестибюль и оказались в огромном зале, где производятся мотоциклы марки, мы почувствовали себя детьми в огромном магазине игрушек. Жаль, что нельзя было брать какие-либо игрушки, а лишь немного поиграть с ними. Слушайте.
Polaris в Польше
В середине 2018 года Скотт Вайн, генеральный директор Polaris Industries Inc., индийского бренда, объявил о передаче части производства мотоциклов из Spirit Lake, штат Айова, на завод в Польше. Группа Polaris выбрала объект в Ополе, где уже производились квадроциклы и автомобили RZP.
Следует отметить, что ранее предполагалось, что в Польше будут собираться только более мелкие модели, а двигатели будут доставляться в Ополе с центрального завода марки в… Спирит Лейк. Polaris пообещал не увольнять ни одного сотрудника из США в связи с открытием завода в Польше.
Мотоциклы начали выпускать в Польше с прошлого года. Пока только меньшие модели, хотя они также являются самыми популярными двухколесными машинами, включая самый горячий FTR. Другое дело, что даже это может скоро измениться, и более крупные юниты попадут на линию. Но это все еще неподтвержденная информация.
Рядом с Ополе собираются мотоциклы от А до Я, включая колеса, сидения и балансировку. Располагая деталями и собирая их в Польше, завод может быстрее реагировать на заказы клиентов на Старом Континенте, чем если бы все было сделано в США. Вопрос таможни также важен. Когда машины покидают линию, они отправляются в распределительный центр, а затем к дилеру практически на следующий день.
Особенности производства
Производственная линия похожа на съемочную площадку из фильма «Звездные войны», только вместо Х-крыла Т-65 на платформах стоят мотоциклы. Мы были удивлены, что везде идеальный порядок и так чисто. В конце концов, это фабрика, и, зная несколько из них, мы ожидали живописно разбросанные листы, несколько бочек, мусорные баки с отходами. Ничего из этого.
Сколько мотоциклов производится в Ополе? 29 штук ежедневно сходят с конвейера (до конца июня). Позднее в этом году производство ограничено 15 мотоциклами в день. Когда речь идет о количестве конкретных моделей, это не имеет значения для процесса. Все происходит в зависимости от заказов, хотя обычно около двух третей составляют Бобберсы, а остальные – скауты и FTR.
Как раз во время нашего посещения завода на конвейере была собрана модель, которая еще не была презентована (как и ее название), и поэтому мы не могли снимать и фотографировать. Мы предпочли соблюдать запреты.
Мотоциклы подвержены переменным периодам производства, в отличие от квадроциклов, которые сложены на Ополе около двух линий. Что это значит? С декабря по май производство идет полным ходом, а во второй половине года используется половина производственных мощностей. Мотоциклы нельзя делать на так называемые полки, поскольку они предъявляют особые требования к хранению. То есть они должны храниться в отапливаемом, крытом и сухом зале, что означает необходимость экономии большого пространства и создает дополнительные расходы.
Внедорожные четырехколесные автомобили не имеют таких требований. Они стоят на открытом воздухе, за пределами производственных цехов и складов, хотя, конечно, спрятаны под брезентом. Это означает, что мотоциклы следует складывать в короткие серии, чтобы они быстро покидали завод (в так называемых решетках, которые позже возвращаются в Ополе).
Сборка мотоциклов
Все запчасти для мотоциклов прибывают в Польшу с завода в Индиане на озере Спирит. Все процедуры, касающиеся эксплуатации объекта, сборки и технологических процессов, также прибыли из США. Они были каким-то образом скопированы и адаптированы к польским условиям (за исключением окрасочного цеха). Что касается процесса сборки, между Боберами, Скаутами и т. д. нет большой разницы. Смена производства не является проблемой и происходит очень быстро, за исключением окрасочного цеха. В нем элементы и детали, покрытые новой краской, необходимо выдерживать в течение минимум трех дней.
Бродя между сборочными линиями завода под Ополе, у нас создалось впечатление, что местная рабочая культура также пришла из США. Рабочие на конвейере не снуют как муравьи, вы можете подумать, что работа довольно ленивая, а платформы с мотоциклами движутся очень медленно. Получается, что начальство не требует от сотрудников 100-процентной эффективности, стандарт снижается до 91 процента. Дело в том, что каждый сотрудник должен качественно выполнять свои обязанности в первую очередь, а не быстро.
Работа серийного установщика не сводится к прикручиванию одного винта в течение восьми часов. Фактически, каждый человек, работающий в Polaris, выполняет дюжину или около того операций, которые выполняются в стандартное время, равное восьми минутам. Кроме того, сотрудники не остаются на одной должности в течение многих месяцев. Они имеют материальную мотивацию (специальные бонусы) для перехода на другие этапы сборки, то есть на последующие должности, и приобретают новые навыки.
Рабочий процесс
Изучая другие операции, они становятся более универсальными и знакомятся со всем процессом производства. Как я уже упоминал, их навыки роста ценятся работодателем, который оплачивает каждый последующий шаг в развитии. Когда в последний раз ваш начальник платил вам, если вы чему-то научились?
Вы, вероятно, скажете, что эта система построена так, что сотрудники могут работать на любом этапе сборки, и, наконец, все сводится к повторяющимся монотонным действиям. Возможно, но, во-первых, не все ожидают от работы, что будут время от времени бороться с новой проблемой и сидеть над ней до поздней ночи. В Polaris только одна дневная смена. Во-вторых, какой еще работодатель предоставляет людям арендовать свежий мотоцикл на все выходные? Во всяком случае, о том, что атмосфера в Polaris хорошая, лучше всего свидетельствует тот факт, что текучесть кадров очень низкая.
Покраска деталей индийских мотоциклов возле Ополе проводится только с этого года. Ранее все предметы вылетали в Польшу из Айовы. Интересно, что одной из причин запуска малярного цеха на заводе возле Ополе были разные стандарты качества и технологии. В США это сольвентные краски, мы используем краски на водной основе.
Проще говоря, европейские клиенты имеют более высокие ожидания, и некоторые недостатки, которые были в пределах нормы для получателей в США, не приемлемы нами. Это означало бы необходимость дополнительной сортировки продуктов и отказа от тех, которые не соответствоют ожиданиям.
Все американские варианты окраски будут использоваться в Ополе с марта, что связано с длительным, приблизительно шестимесячным процессом проверки.
Спасибо Indian Motorcycle Wrocław за возможность посетить завод Polaris.