Военные мотоциклы. История и современность
Автор статьи: Moto Moto
Мотоциклы тоже военная история. Еще до начала Первой мировой войны прототип мотоцикла был представлен компанией Wilkinson Sword Company, сегодня известной производством бритв. Ранее она производила оружие для британской армии, а на рубеже XIX и XX веков также пулемет Максим. Проявив интерес к индустрии мотоциклов, Уилкинсон решил начать их производство. Первые машины увидели свет около 1903 года.
Впервые в больших масштабах они использовались в армии 100 лет назад, во время Первой мировой войны. Они использовались войсками всех сторон, как правило, для связи. Особенно большое количество мотоциклов использовалось армией США, где в конце войны насчитывалось около 20 000 мотоциклов Harley-Davidson. Проще говоря, мотоцикл был дешевым, легким и очень эффективным средством передвижения в то время; на нем было очень просто пройти незамеченным, там где ни одна машина или танк не могли пробраться, и где время играло ключевую роль – доставка рапортов и предупреждений.
Войска и подразделения, созданные после Первой мировой войны, способствовали дальнейшему развитию использования военных мотоциклов – Германия (после подписания Версальского договора) сосредоточилась на производстве дорожных и внедорожных мотоциклов с соответствующими параметрами, чтобы они также могли использоваться для военных операций. Мотоциклы, предназначенные для военных целей, произвоидились следующими компаниями: BMW, Zundap, NSU и DKW. Особый взгляд на использование мотоциклов в военных целях был представлен моделью R-12 группы BMW. Он выпускался в 1935 и 1941 годах, имел боковую коляску, двигатель-боксер объемом 750 см3, на его борту могли разместиться 2-3 солдата. В коляске был установлен пулемет, за которым сидел боец, что позволяло быстро реагировать на опасности. Перед Второй мировой войной BMW представила лучшие версии: R-51 и R-71, а в 1941 году фирма презентовала модель R-75 под названием «Сахара». Этот мотоцикл легко проходил по песку, снегу или в горах. Эта модель была настолько хороша, что впоследствии россияне сделали «копию» BMW R-71, широко известную в СССР как M-72.
Войска союзников Советского Союза, как правило, ездили на мощных Харлеях. Американский модельный скутер Model 53 Airbone Scooter от Cushman в 1942 году был единственным, кто смог это сделать: это был небольшой, легкий мотороллер с шинами-баллонами, он служил американцам для разведки, связи или доставки рапортов между позициями. К сожалению, позже разработка концепции этого скутера не была продолжена, но, глядя на современные мотоциклы, у нас складывается впечатление, что такая модель была и сейчас полезна для десанта.
Интересный факт. Например, Польша после окончания Первой мировой войны не могла выпускать новые мотоциклы, и поэтому польские военные ездили только на немецких и российских моделях. Но уже в 30-х годах двадцатого века были выпущены первые польские модели, а именно Lecha, M55 и знаменитые Sokoły. На глазах растут заводы, например, Центральные автомобильные мастерские. Начало военному мотостроению было положено армией Галлера, которая привезла с собой в 1919 году британские мотоциклы BSA. В 1920 году польская Военная Миссия закупила кое-какой «металлолом», оставшийся после войны, и это были Индиана, Харли-Дэвидсоны, французские BSA, Sunbeams, немецкие Wanderery и NSU.
Sokół 1000 (на фото выше) был разработан в то же время, что и CWS M55. Были надежды, что это будет мощным, сильным и прочным; использовался он всегда для стрельбы, даже во время сильных морозов. Конечно, ездила на этой модели прежде всего армия, а с 1932 года также почта, полиция и пожарная команда. Он назывался M111 и производился еще до начала Второй мировой войны, то есть до сентября 1939 года. Использовался для разведки, перевозки людей, топлива, оружия, в том числе мин. Он мог быть оснащен оружием.
Другим польским военным мотоциклом был Sokół 600 RT M211, выпущенный после Сокола 1000. Он был самым лучшим: легкий, универсальный, его производство началось с 1936 года. Эта модель была недешевой, но польская армия охотно использовала ее как двухколесную версию, так и в паре с коляской. Стоит отметить, что эта модель использовалась так же полицией на митингах.
Конец Второй мировой войны положил начало холодной войне, которая привела к идее использования ядерного оружия в случае вооруженного конфликта. Это привело к тому, что мотоциклы исчезли из армий народов. Ну, может быть, за исключением корейских, вьетнамских и подобных войск небольших азиатских стран.
70-е годы двадцатого века стали возвращением интереса к военным мотоциклам, а также к артиллерии или авиации. Поскольку тогда не было специализированных байков для армии, гражданские мотоциклы стали использоваться в военизированной версии. Особенно часто применялись двухтактные мотоциклы с двигателями 125 куб. см и 250 куб. см, начиная с кроссовых или внедорожных мотоциклов. Тяжелые мотоциклы также “трудились” на благо армии – четырехтактные двигатели объемом 350 куб. м и 650 куб. см – переделанные из дорожных гражданских моделей. Более легкие версии были полезны для езды по труднопроходимой, неровной местности, а более тяжелые – для перевозки пассажиров и грузов, но ездили они чаще по дорогам с твердым покрытием. Мы были бы рады использовать квадроциклы, особенно те, которые имеют привод 4 × 4, но их неустойчивость, неважная маневренность и низкая скорость ограничивали диапазон их применения.
Что касается нашего времени, американские войска успешно используют гражданские мотоциклы с улучшенной конструкцией, например, Kawasaki KLR250 D2, который был весьма полезен во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
Вообще, сейчас армии разных стран предпочитают мотоциклы австрийской компании KTM – это, как правило, эндуро и несколько «лимитированных» квадроциклов.