
Мотоциклы тоже военная история. Еще до начала Первой мировой войны прототип мотоцикла был представлен компанией Wilkinson Sword Company, сегодня известной производством бритв. Ранее она производила оружие для британской армии, а на рубеже XIX и XX веков также пулемет Максим. Проявив интерес к индустрии мотоциклов, Уилкинсон решил начать их производство. Первые машины увидели свет около 1903 года.
Впервые в больших масштабах они использовались в армии 100 лет назад, во время Первой мировой войны. Они использовались войсками всех сторон, как правило, для связи. Особенно большое количество мотоциклов использовалось армией США, где в конце войны насчитывалось около 20 000 мотоциклов Harley-Davidson. Проще говоря, мотоцикл был дешевым, легким и очень эффективным средством передвижения в то время; на нем было очень просто пройти незамеченным, там где ни одна машина или танк не могли пробраться, и где время играло ключевую роль – доставка рапортов и предупреждений.
Войска и подразделения, созданные после Первой мировой войны, способствовали дальнейшему развитию использования военных мотоциклов – Германия (после подписания Версальского договора) сосредоточилась на производстве дорожных и внедорожных мотоциклов с соответствующими параметрами, чтобы они также могли использоваться для военных операций. Мотоциклы, предназначенные для военных целей, произвоидились следующими компаниями: BMW, Zundap, NSU и DKW. Особый взгляд на использование мотоциклов в военных целях был представлен моделью R-12 группы BMW. Он выпускался в 1935 и 1941 годах, имел боковую коляску, двигатель-боксер объемом 750 см3, на его борту могли разместиться 2-3 солдата. В коляске был установлен пулемет, за которым сидел боец, что позволяло быстро реагировать на опасности. Перед Второй мировой войной BMW представила лучшие версии: R-51 и R-71, а в 1941 году фирма презентовала модель R-75 под названием «Сахара». Этот мотоцикл легко проходил по песку, снегу или в горах. Эта модель была настолько хороша, что впоследствии россияне сделали «копию» BMW R-71, широко известную в СССР как M-72.
Войска союзников Советского Союза, как правило, ездили на мощных Харлеях. Американский модельный скутер Model 53 Airbone Scooter от Cushman в 1942 году был единственным, кто смог это сделать: это был небольшой, легкий мотороллер с шинами-баллонами, он служил американцам для разведки, связи или доставки рапортов между позициями. К сожалению, позже разработка концепции этого скутера не была продолжена, но, глядя на современные мотоциклы, у нас складывается впечатление, что такая модель была и сейчас полезна для десанта.
Интересный факт. Например, Польша после окончания Первой мировой войны не могла выпускать новые мотоциклы, и поэтому польские военные ездили только на немецких и российских моделях. Но уже в 30-х годах двадцатого века были выпущены первые польские модели, а именно Lecha, M55 и знаменитые Sokoły. На глазах растут заводы, например, Центральные автомобильные мастерские. Начало военному мотостроению было положено армией Галлера, которая привезла с собой в 1919 году британские мотоциклы BSA. В 1920 году польская Военная Миссия закупила кое-какой «металлолом», оставшийся после войны, и это были Индиана, Харли-Дэвидсоны, французские BSA, Sunbeams, немецкие Wanderery и NSU.

Sokół 1000 (на фото выше) был разработан в то же время, что и CWS M55. Были надежды, что это будет мощным, сильным и прочным; использовался он всегда для стрельбы, даже во время сильных морозов. Конечно, ездила на этой модели прежде всего армия, а с 1932 года также почта, полиция и пожарная команда. Он назывался M111 и производился еще до начала Второй мировой войны, то есть до сентября 1939 года. Использовался для разведки, перевозки людей, топлива, оружия, в том числе мин. Он мог быть оснащен оружием.
Другим польским военным мотоциклом был Sokół 600 RT M211, выпущенный после Сокола 1000. Он был самым лучшим: легкий, универсальный, его производство началось с 1936 года. Эта модель была недешевой, но польская армия охотно использовала ее как двухколесную версию, так и в паре с коляской. Стоит отметить, что эта модель использовалась так же полицией на митингах.

Конец Второй мировой войны положил начало холодной войне, которая привела к идее использования ядерного оружия в случае вооруженного конфликта. Это привело к тому, что мотоциклы исчезли из армий народов. Ну, может быть, за исключением корейских, вьетнамских и подобных войск небольших азиатских стран.
70-е годы двадцатого века стали возвращением интереса к военным мотоциклам, а также к артиллерии или авиации. Поскольку тогда не было специализированных байков для армии, гражданские мотоциклы стали использоваться в военизированной версии. Особенно часто применялись двухтактные мотоциклы с двигателями 125 куб. см и 250 куб. см, начиная с кроссовых или внедорожных мотоциклов. Тяжелые мотоциклы также “трудились” на благо армии – четырехтактные двигатели объемом 350 куб. м и 650 куб. см – переделанные из дорожных гражданских моделей. Более легкие версии были полезны для езды по труднопроходимой, неровной местности, а более тяжелые – для перевозки пассажиров и грузов, но ездили они чаще по дорогам с твердым покрытием. Мы были бы рады использовать квадроциклы, особенно те, которые имеют привод 4 × 4, но их неустойчивость, неважная маневренность и низкая скорость ограничивали диапазон их применения.
Что касается нашего времени, американские войска успешно используют гражданские мотоциклы с улучшенной конструкцией, например, Kawasaki KLR250 D2, который был весьма полезен во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
Вообще, сейчас армии разных стран предпочитают мотоциклы австрийской компании KTM – это, как правило, эндуро и несколько «лимитированных» квадроциклов.