Секреты мотоциклетных фар
Автор статьи: Moto Moto
Когда-то фары на мотоциклах были только круглыми и помещались в середину колбы. Сегодня фары могут иметь самые странные формы и излучать пучок очень яркого, точно направленного света. Это изменение связано с заменой лампочек накаливания на светодиодные.
Проектирование фар – это упорный труд, которую инженеры делают вместе с дизайнерами. Для последних наиболее важным является создание привлекательной лампы, которая на первый взгляд говорит вам, с какой маркой мотоцикла вы имеете дело, и не получаете правильную мощность и правильную форму светового луча. С точки зрения специалистов по свету, все гораздо проще – лампа должна светить эффективно. В случае разработки дневных ходовых огней, обе группы специалистов легко уживаются, но камнем преткновения становится проектирование ночных огней.
Без светодиодов нет жизни
LED – это сокращение от английского Light-Emitting Diode – светодиод (электролюминесцентный), Эксперты говорят, что внедрение светодиодов уже нельзя остановить. Долгое время речь идет уже не только о дневных ходовых огнях (ДХО – дневные ходовые огни). Светодиоды выигрывают с точки зрения долговечности и спроса на электроэнергию. Кроме того, их сила света была значительно улучшена за последние 20 лет.
Диод намного меньше традиционной лампочки, но при этом светит ярче, а свет имеет более приятный цвет для человеческого глаза. Яркий дневной свет имеет термодинамическую температуру около 6000 кельвинов, светодиодный свет может получить результат выше 6000 кельвинов, в то время как ксеноновые фары достигают всего 4000 кельвинов. Классический галогенный прожектор с желтым светом способен набрать от 3000 до 3500 кельвинов. Чем ближе температура отражателя к дневному свету, тем лучше вы видите дорогу и препятствия на ней. К этому следует добавить еще один чрезвычайно важный элемент – энергоэффективность. Эксперты говорят, что если бы все обычные лампы накаливания были заменены в Соединенных Штатах на светодиодные, то сразу можно было бы закрыть около 40 электростанций!
Последнее, это долговечность светодиодов. Теоретический срок службы составляет около 10000 часов. Для сравнения: стандартная лампа H4 светит всего 1000 часов . Еще одним преимуществом светодиодов является огромная устойчивость к механическим повреждениям. Стеклянный пузырь не может разбиться в нем, потому что его просто не существует, как нет здесь и тонкой нити накаливания, которая отрывается от вибраций.
Однако самым большим преимуществом светодиодных светильников является точное освещение дороги. Классический отражатель обречен на взаимодействие с одной или двумя нитями, в то время как светодиод имеет несколько независимых источников света. Благодаря этому свет может быть направлен именно туда, куда мы хотим, с очень четкой границей между светом и тенью. В результате поле рассеянного света становится меньше. Эффект: свет заполняет всю площадь, определенную правилами, водители транспортных средств, движущихся на встречном направлении, не ослепляют друг друга, и вся дорога освещена на полную мощность.
Традиционные галогенные лампы в этом плане должны быть разработаны с большим допуском. Область рассеянный свет был гораздо шире. В результате этого часть дороги освещена рассеянным светом была больше, и, следовательно, хуже видно.
Матричный свет…
Вернемся к форме ламп. Дневные ходовые огни могут иметь любую форму (регламент устанавливает только минимальную площадь светящейся поверхности – 25 см2). Благодаря диодам, лампы могут иметь компактные размеры. Например, фары, освещающие углы Kawasaki H2 SX , установлены в боковых обтекателях. Если бы не было диодов, это решение было бы невозможно, потому что должным образом мощная колба потребовала бы больше места, и было бы трудно установить их.
Фары на основе светодиодов имеют еще одно большое преимущество, которое в настоящее время используется только автопроизводителями. В последних моделях автомобилей, огни адаптируются к ситуации на дороге, без использования сложных систем привода и т.п. решений. Такие отражатели называются матричными. В большом упрощении, их работа выглядит следующим образом: многие одиночные, легко управляемые светодиоды излучают пучок света определенной формы на дорогу. Его внешний вид определяется датчиками и камерами, установленными в автомобиле, которые отключают отдельные светодиоды, чтобы свет фар не ослеплял водителя транспортного средства, приближающегося в противоположном направлении. Эти фары способны согласовать луч света с изгибом, за несколько миллисекунд адаптируя его к кривой линии. В тот же момент, когда изгиб затягивается, и все же прожектор светит прямо вперед,
…и лазеры
В любой момент классические лампочки могут исчезнуть с мотоциклов, как, например, в Honda CB 1000 R. Теперь ждем, кто первый применит в мотоцикле, адаптивные фары. Следующий шаг – лазерные фонари, которые уже используются в дорогих автомобилях.
Видеть и быть увиденным
Гораздо чаще мы говорим о мощности двигателя, мото-аксессуарах или о том, как звучит выхлоп. Но в то же время как мы редко обсуждаем фары. И все же дневные ходовые огни и форма фар являются частью мотоцикла. И это не менее важно.
Специалистам по освещению приходится сталкиваться с множеством проблем каждый раз. Во-первых, это поведение мотоцикла во время вождения, т. е. изменяющиеся углы наклона машины, подпрыгивание на неровностях и т. д. Это приводит к тому, что современные лампы часто бывают очень сложными. Во-вторых, подход к клиенту. Кто же покупает мотоцикл, руководствуясь силой света фар? Хорошие огни – гораздо менее важный аргумент при покупке нового мотоцикла, чем его привлекательный внешний вид. Вот почему современные светильники должны выполнять две функции: отлично выглядеть и хорошо освещать дорогу.
Фары придают машинам лицо и позволяют узнавать марку с первого взгляда. Именно поэтому процесс проектирования начинается с фар. О том, насколько сложен этот случай, говорит тот факт, что первая работа над полностью светодиодным отражателем для BMW F 750/850 GS началась в январе 2013 года. В течение следующих 5 лет появлялось множество нереализованных проектов и пройдено бесчисленное количество километров во время испытаний. Ирония судьбы: несмотря на компьютерное моделирование с учетом огромного количества данных, несмотря на множество часов, проведенных в темной комнате и в светлом туннеле, несмотря на доступ к ноу-хау автомобильной промышленности, даже самые современные методы измерения не способны заменить субъективные человеческие впечатления.
Инженеры BMW могут чувствовать себя пионерами в области LED-ов. В 2010 году в мощном шестицилиндровом туристическом автомобиле K 1600 GT / GTL они представили первые фары с освещением винкли, основанные еще на ксеноновых нитях. Управление лучом света было в них решено с помощью движущихся зеркал. Такое решение оправдалось в случае машин больших и дорогих (таких как K 1600 GT/GTL), но и для многих других, эти фары слишком тяжелые, слишком сложные и, прежде всего, дорогие.
Два года спустя, BMW R 1200 GS дебютировал с полной светодиодной фарой, со встроенным DRL (дневным ходовым огнем). Инженеры позаботились о хорошей видимости ночью и привлечения внимания других участников дорожного движения днем. Теперь настала очередь светодиодных фар в популярных моделях серии F. Интересным фактом является то, что эта фара BMW является первой, которая может использоваться во всем мире, несмотря на различные правила. Аналогичные фары используют Honda в Africa Twin или CB 1000 R и Harley-Davidson в новых моделях Softail.