Система смазки двигателя – масло

Автор статьи: Moto Moto

масло в двигателе
масло в двигателе мотоцикла

Не подмажешь, не поедешь! Многие мотоциклисты игнорируют эту старую истину, а ведь масло для двигателя все равно что кровь для человека.

масло в двигателе
Число масляных каналов в двигателе BMW F 800 показывает, что конструкция системы смазки – это высшая школа мотоезды.

У моторного масла две задачи: отделить так называемые поверхности с масляной пленкой с взаимодействующими элементами так, чтобы они не соприкасались друг с другом (чтобы они не терлись и не потребляли), и отвод тепла от мест, где он возникает. Система масляных каналов подается, например, на подшипники скольжения (втулки) и на поверхности гильз цилиндров.

Для создания масляной пленки в подшипниках скольжения, кроме масла и соответствующего давления (от 0,2 до 0,4 Мпа) – необходим правильный зазор. Например, для шатунов – в зависимости от диаметра шатунов, от 0,01 до 0,1 мм. Такой зазор является одним из условий возникновения так называемого жидкостного трения.

Оно обеспечивает взаимодействующим элементам долгий срок службы, снижает трение, а, следовательно, и потери мощности, что позволяет увеличить мощность. Слишком низкий зазор вкладышей увеличивает трение и риск повреждения. С другой стороны, слишком большой зазор в поддоне приводит к тому, что масло вытекает вбок. Тогда подшипник также может быть поврежден, а трение возрастет.

Надеюсь, фильм не прервался

Если давление масла падает ниже 0,15 МПа, пленка масла разрывается. Тогда подшипник работает всухую, что приводит к его повреждению. Слишком высокое давление масла также повреждает вкладыши подшипников, поскольку мощный поток масла даже вымывает относительно мягкий металлический скользящий слой вкладыша подшипника, необратимо разрушая его. Это происходит, когда перепускной клапан не открывается. Затем масло достигает подшипников при максимальном давлении, которое может создать насос.

“CARLSON” – автосервис центр нового поколения. Диагностика выполняется на ультрасовременном оборудовании, использующем передовые технологии ведущих стран мира. Специалисты, проводящие диагностические операции, проходят строгий отбор, тем самым гарантируя высочайший класс по выявлению возможных неисправностей, и определению тактики их устранения. Перейти на сайт можно по ссылке.

Наиболее распространенной причиной повреждения двигателя является слишком малое количество масла в масляном поддоне или масляном баке (двигатель с сухим картером). При высокой частоте вращения двигателя аппетит масляного насоса возрастает, но масло, распределенное по всему двигателю и коробке передач, возвращается с задержкой. Когда по этой причине его слишком мало, в какой-то момент дракон насоса начинает всасывать воздух вместо масла. Это вызывает резкое падение давления масла и, следовательно, недостаточную смазку.

Вспышка света

Первый предупреждающий сигнал – красный индикатор давления масла в кабине. Не путайте его с элементом управления, который показывает слишком малое количество масла. Падение давления масла вызывает внезапное увеличение трения, перегрев поверхности поддона из оловянного сплава, а затем его постепенное размывание. Это может сопровождаться явными столкновениями. Даже если давление масла снова стабилизируется, поддон будет поврежден настолько, что серьезный сбой – это только вопрос времени.

масло в двигателе мотоцикла
масло в двигателе мотоцикла

Может случиться так, что в масле, корпусе фильтра или в масляном поддоне вы обнаружите частицы поврежденного подшипника. Последствия частичного повреждения подшипника обычно можно устранить. Так что, если индикатор давления масла просто мигает, вы сразу же уходите в сторону и выключаете двигатель – вы можете его защитить. Серьезное повреждение коленчатого вала или шатунов приводит к значительным затратам.

Наиболее важными в смазке являются качество и вязкость масла. В принципе, вы всегда должны использовать то моторное масло, которое рекомендует производитель двигателя. Это важно, потому что масло не только смазывает, но и отводит избыточное тепло. Горячая точка находится в головке цилиндра и нижней части поршня, где происходит сгорание топливной смеси. Охлаждающая жидкость протекает через очень горячую область выпускного канала, но масло все еще отнимает значительную часть тепла. Затем он охлаждается в теплообменнике или отдает тепло воздуху в дополнительный масляный радиатор. Такие конструкции минимизируют вероятность отказа из-за перегрева.

Компания Сузуки пошла еще дальше. В начале 1990-х двигатели GSX-R охлаждались воздухом и маслом. Это решение было названо SACS. Масло течет в нем через большой радиатор. Тот же патент был использован в “Бандитах”. Он работал достаточно хорошо, что жидкостное охлаждение было введено для них только в 2006 году.

Почти во всех современных двигателях поршень охлаждается маслом, распыляемым снизу специальной форсункой. В то же время подшипник скольжения поршневого подшипника смазывается – единственный в кривошипной системе, в который масло не подается по воздуховоду. Это происходит по двум причинам:

  1. масляное отверстие, проходящее вдоль шатуна, сильно ослабит его;
  2. из-за космических ускорений шатуна (в доли секунды от нуля до 130 км / ч и сразу же обратно до нуля) невозможно обеспечить стабильный приток масла.

Сальники

Внутренние температуры (от 400 ° C и выше) и постоянно меняющийся воздушный зазор затрудняют работу уплотнения. Это относится даже к поршневым уплотнительным кольцам, которые только тогда гарантируют герметичность, когда масло закрывает мельчайшие поры и свободные пространства – тогда количество продувок в картер двигателя будет минимальным. Масло также поддерживает работу всех симмеров и лабиринтных уплотнений. Оно также уменьшает трение между валом и кромкой кипения, которое без масла, особенно при высоких оборотах, быстро сломалось бы.

Масляная пленка, которая образуется между всеми движущимися элементами, подавляет металлические звуки и поглощает силы, сопровождающие внезапные движения взаимодействующих частей. Это обеспечивает более тихую работу и снижает вибрацию двигателя.

Взаимодействие деталей в двигателе приводит к их износу, в результате чего в масле появляются металлические частицы. Моторное масло собирает его и транспортирует в фильтр. Там они отделяются от масла, например, осаждаются на бумажном фильтрующем картридже.

Еще одна задача масла – улавливать и нейтрализовать газы и агрессивные вещества, которые через поршневые кольца вместе с продувками попадают в картер. Мы избавляемся от них, когда меняем масло. Таким образом, масло смазывает двигатель, охлаждает, очищает, уплотняет и защищает детали от коррозии, как алюминия, так и стали. Да, да многое!

Воздушно-масляное охлаждение

Четырехцилиндровый двигатель Suzuki GSX-R, охлаждаемый воздухом и маслом (система SACS).

Классический двигатель Triumph Trident имеет смазку с сухим картером.

Suzuki вошла в историю с двигателем, обычно называемым “масляным”. У масла есть две важные задачи – оно смазывает и охлаждает. В SACS (усовершенствованная система охлаждения Suzuki) второй масляный насос проталкивает большое количество масла через горячие зоны в головке двигателя. Оттуда масло поступает в большой радиатор, расположенный ниже головки рамы. Такие охлаждаемые двигатели собирались с 1985 года (первый GSX-R 750 R), а до 2006 года – последний «настоящий» Bandit 1200.

  1. Также в классическом двигателе Triumph Trident (70-е годы) воздушное охлаждение поддерживалось кулером, через который пропускалось масло. Затем его закачивали в боковой масляный бак (система с сухим картером).
    Этот тип конструкции намного менее эффективен, чем жидкостное охлаждение. Это вопрос теплопроводности, которая в случае масла составляет 0,15 (для сравнения: вода имеет теплопроводность 0,55, в тех же условиях больше тепла проходит через вещество с более высокой проводимостью). С другой стороны, масляное охлаждение может поддерживать жидкостное охлаждение, поскольку масло имеет прямой контакт с движущимися, то есть очень горячими компонентами двигателя. В принципе, каждый двигатель внутреннего сгорания работает с дополнительным масляным охлаждением, которое выделяет тепло либо через поверхность двигателя, либо через специальный теплообменник.
    1. Фильтр
    2. Насос
    3. Фильтр предочистки
    4. Перепускной клапан
    5. Оси коромысла клапана
    6. Трансмиссия
    7. Муфта
    8. масло распыления сопла
    9. Фильтр тщательной очистки
    10. Коленчатый вал

В этой системе, независимо от того, используется ли сухой или мокрый поддон, насос (или насосы) сжимает/сжимают моторное масло через каналы в назначенные точки (например, для подшипников). Масло также подается на движущиеся части двигателя, на валы редуктора и мокрое сцепление.

В современных двигателях сцепление только частично погружено в масло, чтобы избежать потерь из-за интенсивного перемешивания масла. При пуске или переключении передач сцепление работает в режиме проскальзывания. Затем его следует охладить маслом. Если это не так, щиты, обычно сделанные из органических материалов, сгорают.

Один или два масляных фильтра (как на рисунке выше) следят за тем, чтобы изношенные частицы прокладок сцепления, вкладыши подшипников и мелкие разбивающиеся обломки коробки передач (вмятины) не попадали в систему смазки, а затем в подшипники.

Эксцентриковый масляный насос

Во многих двигателях моторное масло перекачивается с помощью трохоидального шестеренного насоса. Он всасывает масло через длинный дракон, из почти самой низкой точки масляного поддона. Он протекает через металлическое сито дракона с довольно большими ячейками, поэтому металлические частицы попадают в масляный насос, который попадает между зубьями шестерен. Хотя зубья закалены, они со временем покрываются царапинами. Масляный насос управляет коленчатым валом через промежуточный вал или необслуживаемую роликовую цепь.

Система смазки с сухим картером

Эта система может использоваться даже в экстремальных ситуациях. В этой системе один или несколько насосов (1) откачивают масло из нижней точки двигателя и подают его в отдельный бак. Этот бак может находиться в металлическом контейнере (в Buell он находится в качалке) или в камере, отлитой в блоке двигателя (KTM RC8). Не имеет значения, находится ли масляный бак высоко или низко – масло всасывается из бака через второй насос (2) и подается в шину.

Система смазки с сухим картером

Благодаря возможности любой формы масляного бака и его любого местоположения, он может быть оптимально интегрирован в мотоцикл с учетом центра тяжести машины и распределения массы. Самое большое преимущество этого решения: насос всасывает масло даже в самых экстремальных ситуациях, которым мотоцикл подвергается (например, длительная поездка на резине). Недостатки: насос потребляет энергию, а такие элементы, как масляный бак и маслопроводы, увеличивают стоимость и вес мотоцикла.

Система смазки с мокрым картером

Это простое, легкое и надежное решение. В этой наиболее часто используемой системе смазки насос перекачивает масло в подшипники, откуда оно течет (через отверстия большого диаметра) в масляный поддон с низким уровнем масла. Преимущества этой системы:

  1. достаточно одного насоса,
  2. все масляные каналы находятся внутри двигателя. Если к тому же масляный поддон достаточно велик, масло может достаточно хорошо охлаждаться. Только в экстремальных ситуациях, например, при резком торможении на высоких скоростях или при движении на одном колесе, насос может всасывать воздух вместо масла, что снижает давление масла в точках смазки и, в худшем случае, повреждение двигателя.
Система смазки с мокрым картером

Повреждение подшипника

На это чаще всего указывают металлические частицы, присутствующие в масле или в масляном фильтре. Опытному механику достаточно взглянуть, чтобы узнать, какие подшипники и/или который элемент были повреждены.

Наличие латуни свидетельствует об износе подшипников качения. Частицы серого олова поступают из поддона, алюминиевой стружки – как правило, из подшипников распределительного вала или из корзины сцепления, а небольшие, острые куски металла – из изношенных зубчатых колес (точечных), коробки передач или зубьев муфт.

Если их мало, вы можете не беспокоиться. Но если в фильтре скопилось много металлических частиц (как на картинке выше), то полное повреждение двигателя может быть предотвращено только его разборкой и ремонтом.

Из-за недостатка масла распределительные валы, установленные непосредственно в алюминиевой головке, быстро заклинивают. Отсутствие смазки в распредвала и клетке клапана BMW S 1000 RR можно заменить. Нижняя головка шатуна изнашивается до латунного слоя.

Маркировка на бутылке – на что смотреть?

Многие думают, что масло для мотоциклов – это обман покупателей, потому что с машиной и так все в порядке. Это неправда! Компоненты, снижающие расход топлива (модификаторы трения) добавляются в автомобильные масла. При заливке автомасла в двигатель мотоцикла сцепление проскальзывает, что может привести к сгоранию дисков. Мотоциклетные масла должны быть особенно устойчивы к высоким температурам, сдвигу и старению. Непрерывность масляной пленки при высоком давлении также важна. Для достижения желаемых характеристик масла производители используют масляные основы – полу- или полностью синтетические – и пакеты присадок, отличных от автомобилей. Масла классифицируются по качеству и вязкости, о чем сообщают специальные обозначения и символы.

масло в двигателе мотоцикла
масло в двигателе мотоцикла

API (AMERICAN PETROL INSTITUTE) – АМЕРИКАНСКИЙ НЕФТЯНЫЙ ИНСТИТУТ

Это классификация качества масла. Первая буква, т. е. S (как искра), означает масло для двигателей с искровым зажиганием. Вторая буква определяет класс качества (чем дальше буква алфавита, тем выше класс масла). В настоящее время высшим классом для бензиновых двигателей является SN.

JASO (JAPAN AUTOMOBILE STANDARDS ORGANIZATION) ЯПОНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Классификация, разработанная японскими производителями мотоциклов, в настоящее время имеет первостепенное значение для масел для мотоциклов. MA – масла для двигателей с мокрым сцеплением, а MB – для двигателей, у которых нет мокрого сцепления или работающих на другом масле. В 2011 году стандарт MA был разделен на MA-1 и MA-2. При определении, к какой категории относится масло, измеряются два значения крутящего момента: передаются сцеплением в условиях проскальзывания (характеризуются работой сцепления при запуске) и передаются при отсутствии скольжения (сцепленная муфта) и время перехода сцепления от работы к скольжению к работе без него (важно при движении). Сертификат МА-2 также подтверждает, что масло можно использовать в двигателе с сажевым фильтром. Соответствие классу MB-2 подтверждается номером сертификата JASO, размещенным на этикетке масла.

Как ни парадоксально, самая важная информация может быть найдена на задней части бутылки. Класс вязкости SAE, класс качества API и класс JASO (здесь: MA-2) важнее названия. В свою очередь, номер сертификата JASO, подтверждающий, что спецификация MA-2 была соблюдена, размещен внизу. Проверяйте только, соответствует ли эта информация требованиям производителя вашего мотоцикла.

ВЯЗКОСТЬ

Это мера внутреннего трения жидкости, которая противоположна движению слоев масла друг против друга. SAE классифицирует масла, измеряя для зимних классов:

  1. температуру, при которой масло позволяет запускать двигатель зимой;
  2. температура прокачки масла,

а для летних классов:

  1. кинематическая вязкость (при 100 ° С) и
  2. динамическая (при 150 ° С).

В настоящее время существует 6 зимних классов – номера 0, 5, 10, 15 и 20 и 25, обозначенные буквами W (Winter – зима), и 6 летних классов – номера 16, 20, 30, 40, 50 и 60.

Современные мотоциклетные масла можно использовать круглый год. Об этом говорит двойное обозначение, например, 10W-30. Широк также диапазон температур их применения. Например, масло 5W-40 обеспечивает хорошую смазку и легкий запуск как при низких температурах (например, SAE 5W), так и при высоких температурах (например, SAE 40). В сервисной книжке производитель часто указывает требуемый класс вязкости для климатических условий, в которых используется мотоцикл. Эта рекомендация должна соблюдаться.

О стабильности вязкости моторного масла сообщает безразмерный индекс вязкости. Чем он больше, тем меньше изменение вязкости масла при изменении температуры.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МАРКИРОВКИ

Название масла, используемого производителем, ничего не говорит. Важными являются факторы, приведенные на обратной стороне бутылки. Например, название продукта, класс вязкости SAE, класс качества API и класс JASO (здесь: MA-2). В свою очередь, номер сертификата JASO, подтверждающий, что спецификация MA-2 была соблюдена, размещается внизу. Однако самое важное, что масло и даже его производитель соответствуют требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации мотоцикла. От этих требований могут быть отклонения, например, когда мотоцикл используется для спорта.

Замена масла в 4 этапа

масло в двигателе
замена масла в двигателе мотоцикла

Замена масла не является ни сложной, ни трудоемкой операцией. В последнем случае, однако, есть исключение – иногда вам нужно открутить обтекатель, чтобы добраться до масляного фильтра. В любом случае, попытайтесь взять себя в руки, и вы сэкономите немного денег, а заодно будете уверены, что все было сделано так, как вы хотели. Прежде всего, подготовьте инструменты – ключ для откручивания старого фильтра (вы можете использовать отвертку, если нет ключа), ключ для отвинчивания сливного отверстия, новый фильтр и подходящее масло (вы можете найти спецификацию в руководстве пользователя или в интернете на сайте производителя). Сделайте это в четыре этапа.

  1. Прогрейте двигатель – теплое масло лучше сливается, забирая с собой все загрязнения. Чтобы масло работало лучше, снимите крышку заливной горловины, затем открутите сливной винт (в нижней части двигателя). Не забудьте заменить использованную масляную емкость.
  2. Открутите старый фильтр и замените его новым. Перед завинчиванием плоскогубцами аккуратно(!) нанесите на уплотнительное кольцо свежее масло. Сначала завинтите фильтр рукой, а затем затяните его гаечным ключом (желательно динамометрическим с правильным моментом).
  3. Теперь затяните сливной винт. Лучше всего приобрести новую алюминиевую или медную прокладку, а затем затянуть ее с нужным моментом. Не напрягайтесь, потому что резьба в алюминиевой миске нежная. Затем проверьте в руководстве (или прочитайте на двигателе) сколько масла должно вмещаться. Налейте ровно столько, сколько указано.
  4. Запустите двигатель на мгновение – масло зальет фильтр и будет распределено внутри двигателя. Выключите и подождите несколько минут, затем проверьте уровень масла (через окно или с помощью штыка). При необходимости долейте масло. Помните, что легче будет даже в три раза долить, чем сразу один раз да через край.

 

 

Дзен Автомобильный Гуру Система смазки двигателя – масло Ссылка на основную публикацию
Система смазки двигателя – масло
MotoNoob.ru