Мотоцикл с автоматической коробкой передач на фоне истории и действующих правил

Автор статьи: Moto Moto

Когда мы слышим о мотоцикле с автоматической коробкой передач, мы чаще всего думаем о скутере или макси-скутере с бесступенчатой ​​трансмиссией. Более того, некоторые мотоциклетные адепты подчеркивают, что скутер – это не мотоцикл.

Что ж, с точки зрения истории, в этом есть доля правды: первые мотоциклы были велосипедами с прикрепленным мотором (на практике: мопеды). А первые мотороллеры были мотороллерами. Только более поздняя эволюция сблизила эти два варианта. Во всяком случае, в правовых нормах таких различий нет: любое двухколесное транспортное средство объемом более 50 см³, не являющееся мопедом, по закону является мотоциклом.

Первый двухколесник на автомате

Стоит сразу отметить, что автоматическая коробка передач не присутствовала в скутерах с самого начала. Впервые она была использована в виде бесступенчатой ​​трансмиссии (CVT) на Salsbury Motor Glide. Его производство началось в 1938 году в Калифорнии. Решение оказалось успешным на рынке, и Salsbury продала лицензию CVT многим европейским заводам, включая Piaggio.

Первый скутер с вариатором 1938 года.

Не все мотороллеры в послевоенные десятилетия имели бесступенчатую трансмиссию — например, в Axle 1960-х годов или гэдээровском Simson SR50 1980-х годов переключение передач осуществлялось традиционным способом. Но со временем решение CVT использовался все чаще и чаще в итальянских, японских или французских скутерах. Начиная с конца 1990-х бесступенчатая трансмиссия стала обычным стандартом для скутеров и макси-скутеров.

Simson SR50 – популярный скутер 80-х и 90-х годов, имевший только механическую коробку передач.

Центробежное сцепление

В случае с традиционными мотоциклами с самого начала на первый план выдвигалась механическая коробка передач. Однако с 1958 года значительную популярность (особенно в Азии) приобрело промежуточное решение — в виде полуавтоматической коробки передач. Переключение передач осуществляется традиционным способом (ножным), но без ручного рычага ( автоматическое сцепление). Этот «патент» использовался в небольшом мотоцикле Honda Super Cub. А затем и в мотоциклах, основанных на его конструкции (например, Honda Wave/Innova, Kymco Nexxon/Jetix, Kawasaki Athlete, Suzuki Raider и т. д.), упоминаемых в англоязычных странах.

1958 Honda Super Cub – мотоцикл Underbone, в котором используется первое автоматическое сцепление, работающее с четырехступенчатой ​​коробкой передач.

Однако в других типах мотоциклов это решение не получило признания, за исключением разве что экзотических спортивных моделей. В некоторых отдельных моделях кастомных круизеров также используется вышеупомянутая бесступенчатая трансмиссия CVT. Стоит добавить, что общим знаменателем 4-ступенчатого полуавтомата и вариатора является автоматическое центробежное сцепление.
Так или иначе, главная отличительная черта мотоцикла — механическая коробка передач, а скутера — автоматическая.

Автоматический ренессанс

Более смелые попытки автоматизировать мотоциклы для переключения передач имели место только в последние 10 лет. В 2007 году дебютировала Aprilia NA 850 Mana, оснащенная силовым агрегатом (двигатель и вариаторная трансмиссия) от макси-скутера Gilera GP 800. С возможностью полностью автоматического и полуавтоматического (7-ступенчатого) переключения передач. Эта модель, однако, не вызвала такого большого интереса, и через четыре года ее производство было прекращено.

Honda добилась гораздо большего успеха в области автоматических трансмиссий, первой применив трансмиссию с двойным сцеплением (DCT) в 2009 году на VFR1200F. Наиболее популярной стала серия мотоциклов NC700 (с 2014 года NC750) с трансмиссией DCT, выпущенная в 2012 году. В основном из-за их практических преимуществ (малый расход топлива, достойные характеристики, шлемоотсек на месте топливного бака и т. д.). DCT также используется в других моделях последних лет, в том числе CTX700, Crosstourer и новейший Africa Twin (в планах добавить Gold Wing).

VFR 1200 F – первый мотоцикл Honda с автоматической коробкой передач с двойным сцеплением (DCT).

Современные тенденции свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем популярность автоматических трансмиссий в мотоциклах будет возрастать. Монополия скутеров и макси-скутеров с вариаторной трансмиссией в этой сфере будет постепенно снижаться.

Правила и путаница

В любом случае, в следующих рассуждениях мы полагаемся на действующие правила, определяющие транспортное средство с автоматической коробкой передач как отсутствие рычага сцепления. Также стоит учитывать, что процедура допущения транспортного средства не предусматривает «полуавтоматическую коробку передач» в нашей правовой системе. В пункте 28 выписки из свидетельства о допущении может стоять либо М (механическая коробка передач), либо А (автоматическая коробка передач). Интересно, что машины с полуавтоматической коробкой передач (автоматическое сцепление, ручное переключение передач) имеют, в зависимости от случая, механическую коробку передач, вносимую в допуск один раз, и автоматическую коробку передач — это зависит от технических решений. Пример двухколесных транспортных средств: мотоциклы Honda с DCT омологированы в соответствии с пунктом 28 вариант А (автомат). Но, например, мотоциклы и мопеды, относящиеся к конструкции Honda Cub (Kymco Nexxon, Kymco K-PIPE) – с ручным переключением передач, но также и с автоматическим центробежным сцеплением.

Как легко превратить механику в автомат

Чтобы мотоцикл соответствовал критериям «мотоцикл с автоматической коробкой передач» с учетом действующих норм, на самом деле нужно не так уж много. Достаточно заменить ручное сцепление на автоматическое центробежное сцепление. В продаже есть готовые комплекты, позволяющие такое преобразование и мы даже не будем нарушать пункт 28 сертификатов допуска. При условии, что эти комплекты имеют соответствующий допуск для использования на дорогах общего пользования. Положения пункта 28 (А или М) не имеют большого значения. Вы также можете заменить трансмиссию, установив на двигатель полуавтоматическую 4-ступенчатую коробку передач в стиле Cub. Последний вариант, однако, связан с более глубокой модификацией и изменением записей в техпаспорте.

Что лучше?

О вкусах не спорят, поэтому каждый должен ответить на вопрос, стоит ли иметь мотоцикл автомат, и если да, то будет ли это полноценный автомат или полуавтомат. В любом случае у нас может быть замена механической коробке передач, но без рычага сцепления. В КПП DCT с двумя сцеплениями передачи можно переключать как автоматически, так и с помощью ножного рычага или переключателей на рулевом колесе.

Аналогичные возможности существуют и в более продвинутых вариантах бесступенчатого вариатора, где отдельные передачи соответствуют определенной настройке вариатора. Вариант с дополнительным автоматическим центробежным сцеплением наиболее близок к традиционной коробке передач. Здесь, однако, мы будем говорить об автоматической коробке передач до тех пор, пока правила позволяют нам это делать. Но они могут измениться в любой момент…

Дзен Автомобильный Гуру Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector