VR1000, созданный Harley-Davidson специально для AMA Superbike
Автор статьи: Moto Moto
В 1994 году Harley-Davidson появился в ряду мотоциклов, участвующих в Daytona 200. Тогда вряд ли кто-либо верил, что американский бренд, известный своими тяжелыми крейсерами, сможет на равных бороться с современными машинами из Японии и Европы.
Мигель Дюамель, который начал работать в Харли с 68-го года, должно быть, знал, что не был фаворитом, но он не чувствовал давления или страха. Когда мотоциклы стартовали, оставив после себя облако выхлопных газов и запах горящей резины, оказалось, что Harley-Davidson не уступает гонщикам и даже может обогнать своих противников!
Дюамель обогнал пятьдесят, затем оказался среди сорока самых быстрых участников, и, наконец, присоединился к первой двадцатке. Когда после 78 миль Дюамель наконец вырвался вперед, оказалось, что среднее время его круга составляет 1:54, что практически так же, как у лучших гонщиков.
В тот день VR1000 стал знаменитым, и хотя Дюамель не выиграл ралли или даже не закончил его, он вышел на трассу позже. Американцы доказали, что могут сделать мотоцикл с нуля, который способен конкурировать с лучшими машинами из-за рубежа.
Спортивный Harley-Davidson VR1000
Harley-Davidson VR1000 – это гоночный мотоцикл, разработанный на рубеже 1980-х и 1990-х годов и созданный для соревнований на высочайшем уровне. В то время как он был создан, Соединенные Штаты были под сильным давлением со стороны японских и европейских мотоциклов. VR1000 должен был стать настоящим американским мотоциклом, который будет обходить иностранные машины на своей земле и на своих условиях.
Спортивный VR1000 оснащен V-образным твином с цилиндрическим отверстием 60 градусов и объемом 996 см3. Конструкция включала четыре распределительных вала, четыре клапана на цилиндр и инжектор Вебера. Водяная рубашка, впрыск и распределительные валы в головках были революцией для Harley. Инженерами была использована литая алюминиевая рама, отличная подвеска на основе регулируемой вилки Ohlins. И тормозная система на основе 6-поршневых суппортов AP Racing Brembo.
Бронирование кузова полиуретановой пленкой является на сегодняшний день самым надежным способом защитить лакокрасочное покрытие от сколов и царапин, которые неизбежно появляются во время эксплуатации
Harley-Davidson VR1000 состоял из обтекаемого, карбонового корпуса. Новая версия была оснащена суппортами Wilwood и колесами Marchesini. Правила того времени требовали, чтобы производство охватывало не менее 50 экземпляров модели. Цена была установлена почти в пятьдесят тысяч долларов. Harley-Davidson вовсе не занимался розничной продажей VR1000.
Устройство вырабатывало более 135 л.с. мощности при 10000 об/мин и весе 204 кг. В разработке этого байка, наряду с материнской компанией, участвовали такие известные и влиятельные лица, как Эрик Бьюлл, Майк Итаф, Cosworth, Roush Industries (со Стивом Шейбе), Branch Flowmetrics. Приключения, которые сопровождали создание мотоцикла и его ранних тестовых версий, потребовали бы отдельной статьи. Во всяком случае, это было не так просто.
Что особенного в Harley-Davidson VR1000
Мотоцикл и каждая деталь были разработаны с нуля. На разработку потребовалось больше времени, чем ожидалось. Он был наконец полностью готов к сезону 1994 года. VR1000 показал себя очень хорошо, хотя проиграл соперникам по мощности. Преимущество гоночного мотоцикла Harley оказалось в отличной управляемости и прохождении поворотов. Это была машина, которая любила гонки.
Первоначальные успехи, однако, не превратились в серию побед, которые укрепили бы положение Harley-Davidson в Супербайке AMA. Почему так случилось? Длительное внедрение VR1000 было своего рода предвестником более поздних проблем. В мотоспорте вы не можете почивать на лаврах. Необходимы постоянные модификации и улучшения, чтобы получить хоть небольшое преимущество над соперниками. Японцы освоили это искусство. Оно является результатом их трудовой этики, менталитета и истории. Небольшое преимущество VR1000 было быстро нивелировано, а из-за конкуренции Харли покинул гонки.
Конечно, инженеры заводской команды и специалисты из сотрудничающих компаний пытались улучшить и настроить VR1000, но этого было недостаточно. Тем более что они были вынуждены полагаться на одобрение, полученное в начале запуска VR1000. В 2001 году HD приостановил проект.
Был ли это конец спортивного мотоцикла Harley? Да и нет, потому что двигатель VR1000 продолжил свою жизнь. Harley-Davidson отправил его в Германию, где инженеры Porsche и HD переделали его для производства других мотоциклов. Это был легендарный двигатель Revolution объемом 1131 см3. То есть серия VRSC со своим самым известным представителем в форме V-Rod. К сожалению, не осталось никаких следов этой модели, потому что она была снята с производства в 2017 году. Так закончилось спортивное приключение Harley-Davidson, и последний след VR1000 был размыт.
А что случилось с оригинальными копиями VR1000? Сегодня это раритеты мотопромышленности, которые иногда выставляют на аукционы. Что ж, 21 января в Лас-Вегасе появится возможность участвовать в аукционе VR1000 с 1994 года.